Статьи

Как писать тексты для главных страниц вашего сайта

Написание текстов для главной страницы сайта. Стандартная задача, которую веб-копирайтерам приходится решать практически ежедневно. Оптимизаторы часто самостоятельно доводят до ума тексты на главных страницах, а владельцы ресурсов вносят свои коррективы. И те, и другие, и третьи должны знать, к чему же в конечном итоге нужно стремиться, и как должен выглядеть текст на главной странице. Мы будем ориентироваться на тот факт, что нам нужен продающий текст. Что же мы должны продавать на главной странице сайта, и как это сделать?

Вы зря потратили деньги на рекламный текст, если заголовок не способен продавать. 

С чего должен начинаться любой текст? Большинство веб-копирайтеров отвечают, что с введения. Это одна из основных ошибок, которая на порядок снижает эффективность материала. Правильный ответ – с заголовка.

В Рунете написанию интересных заголовков, к сожалению, уделяется слишком мало внимания. Увидеть заголовок, над которым хорошо поработал копирайтер, особенно на главных страницах сайтов, практически невозможно.

Давайте посмотрим, действительно ли важно начать текст с заголовка. Введем запрос «кондиционеры», который в течение всего летнего сезона входит в число самых популярных. Откроем сразу 10 -15 сайтов и бегло их просмотрим, оставив только два-три ресурса, которые захочется изучить подробнее.

Правильно написанный заголовок помогает увеличить эффективность текста в 10-15 раз. Заголовок для главной страницы помогает увеличить эффективность сайта в те же 10-15 раз. По собственному опыту могу сказать, что больше 70-75% посетителей покидают сайт в течение 30 секунд после того, как они на него попали. Если текст на главной странице начинается с заголовка, то смело можно рассчитывать, что 60% посетителей смогут уделить вашему сайту не меньше 1 минуты!

Получается, что, в первую очередь, заголовок должен просто быть. Но после того как вы привлекли внимание посетителя, необходимо его захватить (и внимание, и посетителя ). Именно поэтому заголовок должен быть эффектным.

Дайте самое главное преимущество в заголовке. Сделайте это так, чтобы клиент захотел прочитать весь остальной текст на главной странице. Заинтересуйте его. Скажите о проблеме, которая может его волновать. Ответьте на вопрос, который он себе задает.

Когда пользователь ищет информацию в интернете, хочет что-то купить, он подсознательно желает сделать свой выбор быстрее. Ему нужна причина, по которой он сможет остановиться на каком-то сайте и начать изучать его подробнее. Заголовком мы захватываем внимание читателя, чтобы у него не было другого выбора, кроме как прочитать текст именно на нашем сайте, и даем причину, по которой он сможет это сделать.

Убедить за 60 секунд. Введение

Шестьдесят секунд. Именно столько у нас есть времени на то, чтобы убедить посетителя остаться на сайте, после того, как мы привлекли его внимание заголовком. Мы только остановили его взгляд и немного заинтересовали. Если сейчас мы не объясним, зачем мы это сделали, он уйдет и вряд ли вернется.

На то, чтобы завоевать это доверие, нам потребовалось 40 лет. Мы смогли объяснить потребителям 124 стран, почему им выгодно покупать наше оборудование. Сегодня Вы можете всего за 5 минут узнать, что представляет из себя модельный ряд и какие преимущества имеют кондиционеры Midea»

Посетитель сайта будет благодарен, если вы поможете ему определиться, куда он попал, стоит ли ему читать текст дальше и изучать информацию на сайте, или он искал совсем другое.
Посетитель сайта будет благодарен, если вы поможете ему определиться, куда он попал, стоит ли ему читать текст дальше и изучать информацию на сайте, или он искал совсем другое.
Во введении необходимо сказать, что же вы предлагаете и почему посетитель должен потратить свое время на то, чтобы ознакомиться именно с вашим предложением. Необходимо дать ему очередную причину, по которой он сможет здесь остаться.

Ты мне не доверяешь? Основная часть.

Приступая к написанию основной части текста, следует еще раз обратиться к сведениям о целевой аудитории и подумать, что потенциальный клиент захочет от вас «услышать». При написании текстов на сайт нельзя ориентироваться на удовлетворение интересов каждого посетителя. Есть рынок, есть ниша, есть целевая аудитория. Именно для нее мы пишем текст, ни для кого другого.

Я не считаю, что на главной странице нужно давать подробную информацию о деятельности компании. Для этого есть специальный раздел, в котором вы можно перечислить все достижения, подробно рассказать о коллективе, опыте работы и этапах развития организации. Все, кому интересна информация подобного рода, обязательно зайдут в этот раздел и внимательно его изучат. Но на главной странице мы должны говорить о другом.

Цель главной страницы – продать не конкретный товар или услугу, а весь остальной сайт. Очень сложно заставить посетителя сайта купить что-то, когда он вам еще не доверяет, не разобрался, нужно ли ему это и не знает о причинах, по которым ему стоит совершить эту покупку. Именно поэтому принято создавать сайты, а не интернет-страницы. Продавать должен весь ресурс, сумма всех факторов, весь объем информации.

Текстом на главной странице мы продаем доверие к себе и сайту. Посетитель пришел на сайт за информацией, поэтому задача главной страницы – убедить его, что он может нам доверять, и ему следует ознакомиться с другими разделами, чтобы найти ответы на свои вопросы именно на нашем сайте.

При написании текста для главной страницы важно понимать, что посетителю налили уже много «воды». В очень редких случаях он хочет в очередной раз услышать о том, что офисная мебель – это одна из важнейших составляющих современного офиса и т.п. Если ему нужна такая информация, то для этого должен быть отведен специальный раздел, в котором будет подробный рассказ, что такое офисная мебель, как хорошо, что изобрели кондиционеры и т.п.

На главной странице мы должны давать конкретные преимущества. Здесь нужно обратить внимание на один из основных принципов копирайтинга – клиент покупает не конкретный товар или услугу, а преимущества и выгоды, которые он получает с приобретением этой продукции. Мы покупаем не кондиционер как оборудование, мы покупаем возможность создать себе комфортные условия дома или в офисе. Мы приходим в компьютерный магазин не за ноутбуком, а за мобильностью, возможностью путешествовать по интернету лежа на диване, а не за столом, работать в течение 4 часов после отключения электричества.

В любом случае, даже если не о чем писать кроме как о компании, ее достижениях, положении на рынке, то нужно давать эту информацию с точки зрения выгоды для клиента. Что он получит от того, что компания лидер на рынке, есть ли для него какая-то выгода в том, что компания работает с самыми надежными поставщиками? Вопросы, которые читатель подсознательно задает себе, одинаковы при чтении любого текста на сайте: Кого это волнует (Кто это говорит, почему я должен ему доверять?)? Что из этого следует? Какую пользу я могу извлечь из этого для себя? Если мы знаем об этих вопросах заранее, тогда почему бы не дать на них ответы?

Есть еще один важный момент, который дал начало новому направлению - seo-копирайтингу - это оптимизация текста под требования поисковых систем. Его отличие в том, что необходимо учесть все особенности контентной оптимизации и при этом сделать текст интересным для посетителей. SEO-специалисты сегодня, в первую очередь, уделяют внимание тексту на главной странице. Их требования становятся все более жесткими, что значительно усложняет задачу копирайтера.

Основные характеристики оптимизированного текста:

плотность основных ключевых словосочетаний должна быть не менее 4-6% от общего объема,


обязательное присутствие прямых вхождений ключевых запросов,


наличие заголовков и подзаголовков, заключенных в теги h1 и h2, содержащих ключевые слова


необходимо следить за уровнем «тошноты» текста и добиваться, чтобы самыми высокочастотными были именно слова из ключевого запроса.


Бери и делай. Заключение

Как завершить текст на главной странице сайта? Необходимо дать посетителю сайта руководство к действию. Недостаточно просто предложить информацию, нужно конкретно сказать, что делать дальше. Поскольку мы говорим о главной странице, мы должны предположить, в какие разделы посетитель захочет перейти, дать краткую справку по ним и сказать, по какой причине ему следует открыть каждую из этих страниц.

Подводя итог, составим общую структуру текста на главной странице сайта:

Эффектный заголовок – Как привлечь?:
- самое главное преимущество,
- захватываем внимание посетителя
Вводная часть – Как заинтересовать?:
- сообщаем, в чем заключается наше предложение
- кому оно будет интересно
- даем причину, по которой посетитель может остаться на этом сайте

Основная часть – Как продать доверие?:
- общаемся с целевой аудиторией, а не с любым посетителем;
- продаем не конкретный товар, а желание изучить весь сайт;
- говорим о преимуществах для ПОСЕТИТЕЛЯ, а не о достижениях компании (меньше «мы», больше «вы»);
- предлагаем такую информацию, которой ему еще нигде не давали;
- избегаем стандартных фраз;
- учитываем требования оптимизаторов.

Заключение – Как убедить?:
- что посетитель должен сделать дальше
- причина для того, чтобы он это сделал
- что он получит, если сделает это.


Информация, приведенная в этом материале, не руководство к действию, а повод для размышления. Будем надеяться, что она поможет копирайтерам найти новые способы сделать тексты на главной странице лучше и эффективнее. Но нельзя забывать о том, что интересен тот текст, который отличается от всех остальных и тем самым привлекает внимание читателя.
Строго следуя одной и той же формуле, добиться этого практически невозможно. Необходимо пробовать и комбинировать различные методики написания текстов, находить и разрабатывать свои собственные технологии, позволяющие сделать текст продающим.

12 причин не использовать самописные CMS на сайте

Чаще всего, самописные системы возникают как «наш ответ Чемберлену» — в пику уже существующим CMS. И этим «заболеванием» страдают 99% разработчиков сайтов — в какой-то момент, в порыве инфантильного максимализма программист, многие десятки часов проведший «в обнимку» с кодом какой-либо системы, восклицает —«Доколе! Сколько можно возиться с этим убожеством?! Я же знаю как сделать лучше!» и мало-помалу «я знаю!» превращается в твердую уверенность «я могу!» и вот уже, глядишь, строчка за строчкой начинает вырисовываться костяк нового детища.

Однако всем хорошо известно чем и куда вымощена соответствующая дорога и потому любая, даже самая прекрасная идея, при неправильном подходе к ее реализации может обернуться проблемами для всех ее пользователей.

Ниже мы рассмотрим те минусы, которыми обременена практически каждая самописная система и причины по которым стоит воздержаться от ее использования.

Самописная система управления сайтом — платная или бесплатная CMS, написанная и поддерживаемая исключительно одним автором-разработчиком. Чаще всего такие системы предлагаются студиями веб-дизайна в качестве платформы для заказываемого сайта.


Кроме того, на рынке присутствуют и бесплатные самописные системы, разрабатываемые одиночками-энтузиастами.
Под понятием «самописная CMS» подразумевается массовый продукт. Уникальные разработки, предназначенные для решения «одноразовых» нестандартных задач — в этой статье не рассматриваются.

1. Жесткая привязка к одному разработчику

Представьте себе машину, которая разработана таким образом, что может быть заправлена исключительно одним видом топлива, который продает одна-единственная заправка в городе. При этом само-собой разумеется, что эта заправка является стопроцентным монополистом.

Ситуация с самописными CMS выглядит абсолютно так же — приобретая или устанавливая самописную систему, клиент попадает в полную зависимости от ее разработчика, которая выражается в следующем:
все разработки, доработки и изменения CMS производятся только с помощью автора системы;
изменение ценовой политики или лицензии на использование CMS находится исключительно в сфере ответственности автора;
дальнейшее развитие системы или отказ от последующей разработки зависит исключительно от ее автора.

Говоря откровенно, автор системы может делать все, что ему заблагорассудится — закрывать разработку, продавать ее кому угодно, да хоть по примеру Одноклассников — ввести платные смс за регистрацию/скачивание дистрибутива/обновлений или встроить в последнее бесплатное обновление системы скрытый скрипт, скачивающий базу данных клиентов тех сайтов, чьи владельцы отказались платить за использование системы. Примеры, конечно, максималистские, но по факту автора практически ничто не ограничивает.

Пользователь же, наоборот — ограничен практически во всем и не может никоим образом влиять на политики лицензирования или же ценообразования. Даже в случае заключения договора на использование платной самописной CMS, учесть все пункты с одной стороны попросту невозможно, а с другой — сам автор не согласится на жестко регулирующие его деятельность пункты. В ситуации же с бесплатными CMS — система вообще поставляется под девизом «as is» — используете на свой страх и риск и за какие-либо возникшие в процессе эксплуатации ошибки или финансовые потери автор ответственности не несет.

2. Аудит безопасности

Основой любой системы является не красивый дизайн или удобный функционал, а безопасность. Согласитесь, никому не нужна CMS, пусть даже обвешанная всевозможными «рюшиками», но которую может взломать студент первого курса КПИ.
Аудит безопасности сайтов включает детальную проверку программного обеспечения сайта на наличие уязвимых элементов. В рамках аудита проводится комплексный анализ систем и подсистем сайта.

Но только вот вундеркиндов, способных совмещать в себе отличного разработчика, гениального системного архитектора и блестящего специалиста по безопасности — можно пересчитать по пальцам одной руки, а следовательно, вопрос защищенности системы чаще всего остается лишь на уровне знаний программиста-автора, а этого, согласитесь, никоим образом не может быть достаточно.

Да, конечно можно обратиться к компаниям, которые за определенную сумму проведут аудит системы, но а) это стоит хороших денег и б) аудит покажет «дыру», но не научит ее исправлять, а случаи «поднял зонтик — упала шляпа» известны повсеместно — где гарантия, что исправление одного эксплоита не приведет к появлению другого? И так может длиться до бесконечности. Именно поэтому аудит нужно проводить на регулярной основе, но авторы бесплатных самописных CMS чаще всего отвечают фразой: «а кто заплатит за аудит?», а платных — либо проводят его исключительно формально, что называется, «у Ашота» или же вообще обходят этот вопрос стороной, предпочитая потерять не в меру любопытного клиента.

3. Малая распространенность системы

Практически все, даже самые ярые противники Open Source признают, что пользовательский аудит может в определенной степени заменить профессиональный аудит безопасности — тысячи программистов и разработчиков, ежедневно модифицирующих систему под нужды клиентов, рано или поздно найдут ту потенциальную угрозу, которая может существовать в системе и добавят ее в багтрекер для последующего исправления официальной командой разработчиков или даже больше — просто сами пришлют готовое решение.

В случае же платной самописной CMS, количество таких пользователей сводится к самому автору системы, а бесплатной — к автору и небольшой группе «сочувствующих», использующих систему для своих нужд (чаще всего на малозначимых проектах и не слишком активно).

4. Проработка системной архитектуры

Учитывая тот факт, что проработка системной архитектуры имеет непосредственное и принципиальное значение для функционирования системы в целом, этот вопрос является одним из наиболее важных при старте разработки. И от того, насколько качественно была выполнена проработка, зависит вся дальнейшая судьба развития системы.

Проектирование системной архитектуры предполагает разделение системы на наиболее крупные составные части и принятие конструктивных решений, которые после их принятия с трудом поддаются изменению.

по материалам Википедии

Учитывая, что заказчик обычно не способен оценить корректность архитектуры системы по причине закономерной недостаточности знаний в этой области, естественно этот вопрос остается на совести разработчика. Но как и в случае с безопасностью — вундеркинды встречаются крайне редко, а потому вопрос построения архитектуры самописной системы чаще всего раскрывается по методике — «не нужно изобретать велосипед». Разработчик берет за основу архитектуру одной из уже существующих популярных систем, вносит пару-тройку правок (но абсолютно не факт, что нужных и полезных) и говорит: «смотрите, моя новая архитектура революционна!».

5. Качество кода

Уровень кода самописных систем изначально равен уровню их разработчика, но поскольку это «спектакль одного актера», оценить этот уровень по-сути может только сам разработчик. Для пользователей это может быть чревато тем, что если на начальной стадии разработки — при минимуме функций — система будет казаться быстрее существующего аналога, то в дальнейшем это может обернуться теми же проблемами — перегруженностью, ошибками, несоответствием стандартным требованиям хостингов и т.д. В итоге получится, что пользователь поменял хорошо если только шило на мыло.

6. Программистам для программистов

Давайте вспомним, почему Windows, при всей своей проблемности и ошибочности, до сих пор занимает лидирующее место среди операционных систем, используемых пользователями? По простой, в сущности, причине — она проста для освоения и не требует специфических знаний.

От многих пользователей я часто слышу — «административная часть Joomla для меня сложна, а я не хочу разбираться». А, в сущности, в ней нет ничего экстраординарного — ее интерфейс лишь немного отличается от привычных «деревоподобных» интерфейсов. Но для многих уже и это становится проблемой.

Итак, помимо того, что наш автор должен быть разработчиком, специалистом по безопасности и системным архитектором — кроме этого, он должен быть еще и специалистом по юзабилити.

7. Отсутствие полноценной пользовательской документации

Документация — ахиллесова пята любого программного обеспечения. Из всех CMS, с которыми я за свою практику имел дело, адекватные руководства пользователя были только лишь максимум у пяти процентов систем.

Остальные же 95%, в лучшем случае описывались разрозненными статьями на тему «Как сделать...» или же инструкциями уровня «нажмите левую кнопку мыши», а в худшем — просто ничем, предоставляя пользователю самостоятельно догадываться о назначении того или иного элемента «методом научного клика».

8. Отсутствие API

Почему Twitter в одночасье стал настолько популярен? Почему Yandex.Карты с некоторых пор можно встретить практически повсеместно? Ответ прост — полноценный API, который позволяет программистам разрабатывать на его основе сторонние приложения.

Интерфейс прикладного программирования (иногда интерфейс программирования приложений) (англ. Application Programming Interface, API [эй-пи-ай]) — набор готовых классов, функций, структур и констант, предоставляемых приложением (библиотекой, сервисом) для её использования во внешних программных продуктах.

по материалам Википедии

И хотя API не является обязательным атрибутом CMS, его наличие ощутимо упрощает разработку сторонних приложений для сайта, таких как, например — связь с внутренними системами компании (SAP, SRM, модули электронной торговли и документооборота).

9. Проблема наличия лазеек

Разработчикам популярных Open Source или же проприетарных систем невыгодно оставлять какие-либо «черные ходы» по той простой причине, что в Open Souce системе они будут быстро найдены пользовательским сообществом, а в платных CMS с закрытым кодом — аудитом. Кроме того, если в отношении системы любого типа лицензирования хотя бы несколько раз будет поднят вопрос лазеек и будут приведены доказательства их наличия, то с популярностью и прибылью можно будет попрощаться раз и навсегда.

В случае же самописной CMS — таких гарантий нет, поскольку нет ни пользовательского аудита, ни специализированного. А малая распространенность системы позволит довольно легко скрыть наличие лазейки, если ее разработчик будет разумен и осторожен. Но только вот для пользователя такой системы это не сулит ничего хорошего.

10. Отсутствие профессионального сообщества и службы поддержки

Популярные Open Source CMS хороши своими открытыми сообществами, в которых можно быстро найти ответ на большинство типовых задач. Поддержка проприетарных систем управления всегда обеспечивается службой поддержки и help desk. А к кому обращаться в случае использования самописной системы?

11. Отсутствие поддержки сторонних специалистов (бес- и платных)

Ок, давайте даже попробуем оставить в стороне глобальное понятие сообщества и определить — кто же может выступать в качестве хотя бы уж советчика в вопросах использования самописной системы? И снова — только сам ее автор. Банально — кому задать вопрос, если что-то не получается? Однако учитывая то — сколько уже профессий должен совмещать в себе этот человек, трудно себе представить наличие у него еще и способности заниматься одновременно разработкой и поддержкой большого количества пользователей.

12. Отсутствие профессиональных тестировщиков

Многие считают, что тестирование — довольно простое дело. Казалось бы, ну чего там — сел, прошелся по функциям системы, выписал ошибки и отдал программисту на исправление. Однако на практике все далеко не так просто. Я не буду детально останавливаться на методиках тестирования, интересующиеся могут почитать отдельную статью в Википедии, достаточно полно раскрывающую общие понятия и профессионального тестирования программного обеспечения.

13. Отсутствие четкого вектора монетизации или скрытый вектор (для бесплатных CMS)

Все мы прекрасно понимаем, что разработка CMS — дело сложное и отнимающее много времени, которое может быть потрачено на разработку оплачиваемых проектов. Соответственно, автор системы должен каким-то образом покрывать недополученную прибыль. Например, одним из таких способов является перевод системы на коммерческие рельсы.

Процесс выглядит так — начала пользователям предлагается система в качестве бесплатного ПО, но с определенной версии (чаще всего той, с которой система приобретает более-менее завершенный и полнофункциональный вид), автор заявляет, что отныне все обновления будут платными. То есть все те, кто уже успел поставить, настроить и подогнать под свои нужды систему могут или оставаться на старой версии, либо же платной получать обновления.

Согласитесь, с одной стороны автора как бы можно и понять — мол, ну не может же человек заниматься таким полезным делом абсолютно бесплатно, но с другой, вернемся к п.1. — пользователь системы абсолютно зависит от желаний разработчика и выбора не имеет.

Второй же вариант развития событий выглядит и вовсе удручающе — автору в какой-то момент попросту надоедает заниматься не приносящей прибылью деятельностью или в его жизни что-то меняется и ему требуются дополнительные финансы (женитьба, рождение ребенка, постройка дома — мало ли что), но внутренние убеждения не позволяют принуждать пользователей платить за использование системы, а времени на ее разработку остается все меньше и меньше. А на donation долго не проживешь — наши реалии отличаются от западных. Закономерным итогом станет полное прекращение поддержки и в лучшем случае найдется тот, кто перехватит падающий «флаг» и продолжит разработку, а в худшем — система благополучно канет в лету.

Выводы

Исходя из всех вышеописанных причин, я всегда рекомендую заказчикам воздерживаться от приобретения или использования самописных CMS, поскольку ни единого действительно положительного момента в их применении нет, а головной боли они могут доставить крайне много.

Из своей личной практики скажу, что уже несколько раз я сталкивался с самописными CMS с такой архитектурой, что перенос сайта на новую систему в одном случае стоил заказчику на 20% больше, чем стоимость предыдущей разработки (не учитывая стоимость нового сайта), а в других — перенос приходилось осуществлять практически вручную, поскольку создавать систему импорта было просто нецелесообразно.

Подумайте, стоит ли оно того?

Глеб Шапачников — Вебмастер.

Активизация познавательной активности на уроках географии с помощью ИКТ

Мы хотим видеть своих учеников здоровыми, физически развитыми, умеющими контролировать свою деятельность, адекватно оценивать свои возможности, ставить цели и добиваться результатов. Формированию такой зрелой личности в полной мере способствует повышение качества образования через совершенствование системы преподавания.

Формирование познавательных интересов и активизация личности – процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес. Изучив методологические основы познавательной деятельности учащихся, я поставила перед собой задачу решения проблемы "Активизация познавательной активности на уроках географии”. Причиной этого явилось и наблюдение общего снижения интереса школьников к учебной деятельности.

Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приёмов, что позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Меняется общество, в котором мы живем, меняются приоритеты. А вместе с ними и цели географического образования. Наступивший XXI век требует от преподавателя географии не столько "наполнения” головы школьника разнообразной информацией, сколько обучения умениям самостоятельно получать нужные географические материалы, анализировать их. На первое место выступают задачи по формированию личности, способной к дальнейшему самообразованию.

К сожалению, сегодня географическое образование не использует в полном объеме своего образовательного, развивающего и воспитательного потенциалов. Поэтому выпускники не готовы к быстрой адаптации, не способны самостоятельно принимать решения, активно и творчески использовать полученные знания. Из 40 минут урока — 20 отведено учителю, оставшееся время на 20 — 30 учеников. Получается, что отвечать, рассуждать и доказывать ученик имеет возможность 1 минуту. Созерцательные процессы в его деятельности преобладают над деятельностью ученика. Это преобладание можно рассматривать как подавление реальной объективной активности учащегося.

Названные проблемы заставили меня искать особые методические приемы, которые позволили бы сохранить увлекательную форму подачи материала и одновременно создавать условия для саморазвития и адаптации школьников.

Я моделировала свои уроки, применяя опережающее, проблемное обучение, групповую и парную работу, организовывала работу по опорным схемам, использовала технические средства. Но не получала полного удовлетворения от уроков и убеждалась в том, что при традиционной организации обучения нет возможности адаптироваться к индивидуальным особенностям учащегося, сложно добиться эффективного контроля, создать условия для саморазвития школьников.

Возник вопрос: что делать? Теоретический ответ, на первый взгляд, прост: географические знания, умения, навыки — ЗУН — перевести из цели в средство, при этом следовать принципу: "Образование – есть способ развития личности, а не накачка информацией”. Как научить детей думать и действовать? Как спланировать и провести урок, чтобы каждый ребенок стал его участником: слабый и сильный, одаренный и не желающий учиться?

Обучение с помощью ИКТ — это не только сообщение новой информации, но и обучение приемам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде.

В основе обучения с помощью компьютерных технологий лежит, прежде всего, принципиально новая модель организации обучения учащихся, которая представляет интерес для любого творчески работающего учителя и позволяет получить ответ на поставленные ранее вопросы.

Получать необходимый опыт работы с ИКТ и возможность обмениваться и делиться им с коллегами мне удаётся благодаря следующим факторам:

1. Наличию современного компьютерного оборудования и интерактивной доски в кабинете географии;

2. Применению мультимедиа учебников разных авторов с 6-го по 11-й класс, использование другого программного продукта;

3. Изучению методической, педагогической литературы;

4. Наличию коллектива учащихся и учителей, способных работать в новых условиях;

Специфика географической информации состоит в том, что многие процессы, происходящие в природе:

  • скрыты от глаз наблюдателя;
  • все процессы происходят в динамике.

Показать процессы в динамике, можно только используя видеоинформацию, материалы мультимедиа, Интернетресурсы. Проанализировав географические знания учащихся, я пришла к выводу, что происходит более глубокое усвоение видеоинформации, в противоположность информации прочитанной или услышанной, особенно, если материал подобран самими учениками. Самостоятельность учащихся на уроке способствует развитию таких личностных качеств как самоопределение, самоактуализация и формирует адекватную самооценку.

Компьютерные программы в учебном процессе предполагают большие развивающие возможности. Включение таких источников в учебный процесс способствует:

  • связи фактологии учебного предмета с реальностью и расширяет информационные интересы учащихся;
  • дополняет предмет новыми сведениями;
  • поддерживает актуальный уровень предмета;
  • способствует развитию личности учащегося.

Электронные версии мультимедиа учебников не что иное, как новое слово в методической науке и практике обучения, рекомендованы Министерством Образования России и входят в Федеральный комплект учебников географии. Электронная версия даёт более широкие возможности в изучении курса географии:

  1. Текст учебников сопровождается большим количеством слайдов;
  2. Практикум активизирует познавательную деятельность учащихся;
  3. Игровые моменты пробуждают интерес к предмету;
  4. Работа с активными элементами на экране развивает логическое мышление;
  5. Мультимедиа курс построен не по принципу поурочного изучения, а даёт представление о теме в целом, расставляя акценты на основных элементах её содержания;
  6. Анимация позволяет смоделировать реальную географическую ситуацию;

Помимо практикумов к каждой теме прилагаются тесты, позволяющие оценить степень усвоения темы.

В проведении уроков мною используются мультимедиа материал, тексты учебника, словари и тесты компьютерных версий учебников за 6 – 8 классы «География. Наш дом - Земля», авторы И.В.Душина, В.А. Коринская, В.А.Щенев, 7 кл. «География России», авторы В.П.Дронов, Л.Е.Савельева и др., 8кл. «Начальный курс географии» Петровой Н.Н., 6кл. «Уроки географии Кирилла и Мефодия» 6-11кл. Все учебные материалы одобрены МО РФ и разработаны в соответствии с Государственным стандартом образования РФ.

Использование современных средств педагогических технологий, информационных компьютерных технологий даёт возможность значительно расширить диапазон операционных действий учащихся при выполнении практических и самостоятельных работ. Можно создавать игровые моменты и использовать видеоматериал для познавательных задач. Можно использовать интерактивный тренинг – подготовка к ЕГЭ, который упрощает старшеклассникам и выпускникам подготовиться к новому виду итоговой государственной аттестации, даёт возможность получить подробный анализ результатов тестирования по географии и устранить пробелы в знаниях, психологически подготовиться к новым требованиям проведения выпускных школьных экзаменов.

Предложенные мною приёмы использования ИКТ и массмедиа далеко не исчерпывают их функциональные возможности. ИКТ сегодня являются одним из наиболее действенных и необходимых средств обучения, дающих больше свободы, как учителю, так и ученику в выборе методических путей к достижению требований учебной программы. Из этого следуют и поставленные мною задачи:

  1. Развитие навыков применения компьютерных технологий в работе учителя географии в условиях модернизации современной школы.
  2. Расширение арсенала форм, методов, приёмов работы на уроках географии.
  3. Повышение уровня познавательной мотивации к урокам географии и как следствие - повышение качества знаний.
  4. Подготовка к ЕГЭ с помощью интерактивных тренингов.
  5. Принципы работы с электронными версиями мультимедиа учебников.
  6. Защита учащимися и учителями своих проектов, выполненные как слайд - презентации с использованием программ Power Point, Excel и др.

Результативность опыта использования ИКТ на уроках географии, можно проследить по следующим фактам:

  1. Повысился уровень обученности учащихся, о чем свидетельствуют итоги учебных периодов;
  2. Возрос познавательный интерес к предмету, что подтверждает анкетирование и увеличение числа учащихся, выбирающих географию для сдачи выпускного экзамена.
  3. Вырос уровень сложности исследовательских работ учащихся по предмету (качество выполняемых презентаций).

Продвижение учащихся в развитии, положительные результаты, 100%-ая успеваемость, высокое качество знаний учеников убедили меня в правильности выбора и способствовали разработке инновационных материалов по ИКТ.

Продуктивность опыта заключается в том, что такая система работы позволяет создавать между учителем и учащимися атмосферу сотрудничества и взаимодействия, учит взаимоконтролю и самоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, воздействовать на эмоциональную сферу личности. Я уверена, что переход к ИКТ создаст надежные предпосылки для соединения обучения, воспитания и развития в единый педагогический процесс.

Материал подготовила учитель высшей квалификационной категории предмет география МБОУ СОШ №30 г. Пятигорск.
Бубнова Татьяна Николаевна.

Рядом с такими людьми, как Людмила Васильевна Похилько зло не задерживается.

Рядом с такими людьми,как Людмила Васильевна Похилько зло не задерживается. Не зря же говорят, как ты, так и тебе.  Истина, с которой не спорят.

persn

Людмила Похилько-Родилась 29 сентября 1966 году в  Пятигорске

Похилько Людмила Васильевна-первый директор школы № 30 г. Пятигорска.
Кандидат педагогических наук, почетный работник общего образования Российской Федерации, докторант кафедры педагогики ПГЛУ.
В 1988 году с отличием окончила Пятигорский государственный педагогический институт иностранных языков (ПИГПИИЯ).
В 2002 году получила второе высшее образование в Ставропольском государственном университете по специальности «Менеджер в образовании».
1989г. - 1992г. - учитель русского языка и литературы в средней школе № 11 г. Пятигорска.
1992г. - 1998г. - учитель русского языка, литературы и английского языка в средней школе №17 г.Пятигорска.
1998 г. - 2003г. – заместитель директора по учебно-воспитательной работе в средней школе №1 им. М.Ю.Лермонтова г. Пятигорска.
С марта 2003 года – директор средней общеобразовательной школы с углублённым изучением отдельных предметов №30. Имеет более 20 лет педагогического стажа.
В октябре 2006 года избрана депутатом Думы города Пятигорска третьего созыва. С 25 сентября 2009 года занимала пост заместителя председателя Думы города Пятигорска.
С июля 2010г. по настоящее время – председатель Думы г.Пятигорска.
Кандидат педагогических наук, докторант кафедры педагогики ПГЛУ.
Проживает: г. Пятигорск, Ставропольского края.
Воспитывает сына.

Строительство тридцатой школы шло полным ходом. На первом этаже — отделочные работы, на верхних уже настелены полы и готова часть кабинетов, а в актовом зале сооружается будущая сцена. Городская комиссия придирчиво осматривает каждый угол — ранняя весна, а всего через несколько месяцев — в сентябре — сюда должны войти ученики.

Ну, а директор здесь есть? — спрашивает кто-то.
Есть!
В проеме лестницы в накинутом на плечи пальто с меховым воротником стоит молодая привлекательная женщина. Светлые пряди волос свободно падают на плечи, и глаза — большие, лучистые — спокойно и прямо встречают обращенные к ней взгляды. Невольно подумалось: «Ей бы сейчас в чистом классе учеников к доске вызывать и оценки в журнал ставить. А тут — пыль, грохот, строительству еще конца не видно. В общем, дело это не женское!».

Но никто и не обещал, что будет легко. О том, что трудно придется, знала и сама Людмила Похилько, тогда завуч школы № 1, принимая предложение возглавить школу-новостройку. Знала, но, появившись в первый раз на объекте, представляющем из себя большое трехэтажное здание, она тут же заблудилась в лабиринте переходов и, не придумав ничего лучше, растерянная, села на порог школьной столовой и… заплакала от собственного бессилия.

В таком состоянии ее и нашел прораб Александр Феофанов. Грубовато отчитав молодого директора, а ей было-то всего 36, дал тем самым понять — уж если решила заниматься конкретным делом, надо иметь о нем хоть какое-то представление. Впрочем, Людмила Васильевна скоро поняла, за внешней жесткостью Александра Александровича скрывались добросердечие и человечность. Но, помня о брошенных обидных словах — «И что ты здесь будешь делать, если ничего не понимаешь?», обложилась справочниками по строительству, научилась «читать» проект школы, так что через какое-то время могла уже разобраться что, где и как.

Быстро летели дни, не успеешь оглянуться, весна сменится осенью. У директора забот невпроворот — нужно укомплектовать штат, новой школе понадобятся сильные педагоги (в этом отношении «поделились» с новостройкой первая школа и многопрофильный политехнический лицей). Главное же беспокойство — удастся ли набрать детей? Как-то, мучимая этим вопросом, Людмила Васильевна вышла в школьный двор и застала непривычную картину. Генеральный директор ООО ПКП «Заря-ЛТД» Станислав Ким, резковатый обычно в суждениях, стоял, запрокинув голову вверх, и с мечтательным выражением на лице смотрел на школьное здание.
Что?! — спросила, как выдохнула.
Да ты только посмотри, — нотки нежности проскользнули в голосе Станислава Михайловича, у тебя в школе всегда будет много детей, и показал рукой вверх.
Людмила Васильевна глянула и ахнула, в углу почти каждого школьного окна вили гнезда стрижи…

Первого сентября 2003 года школа-новостройка приняла в свои стены тысячу ребятишек. Сегодня в ней учится 1400 ребят.

Людмила Похилько убеждена — школа строится на теплом отношении и любви. Эти чувства здесь двухсторонние. Если дети видят доброе к себе отношение, они платят тем же.
Что уж говорить о родителях, когда они уверены, что их детям хорошо и комфортно в школе! Этот фактор — простой и, в то же время, невероятно сложный — сыграл свою роль в очень ответственный для Людмилы Похилько момент.
Когда она в 2006 году баллотировалась в депутаты Думы Пятигорска, именно родители учеников крепко и надежно поддержали своего кандидата.
Новая ответственность прибавилась в жизни, да еще какая! Зачем ей это нужно? Можно ведь жить проще, удобнее, для себя. Можно, только это не ее стиль.
Я никогда и не жила спокойно, — говорит Людмила Васильевна. — Сразу после окончания филфака пединститута год работала в своем же вузе секретарем комсомольской организации. А потом преподавала в лицее физической культуры у Л. Суховеева. Представьте, я — классный руководитель у ребят — спортсменов. Это же постоянно походы, сама шла и сына с собой. Тут не до тишины!
Учитель — по призванию. Это о ней. Людмила Похилько очень кратко и точно говорит о назначении педагога — научить детей учиться и жить. Она и сама находится в постоянном поиске и учебе. Кандидат педагогических наук, Людмила Васильевна серьезно подумывает о докторской диссертации. Но это совсем не мешает вечерами вместе с сыном Сашей, студентом первого курса переводческого факультета ПГЛУ, учить арабский язык. В свободное время — уделять внимание маме — Раисе Михайловне. А еще баловать домашних вкусной выпечкой собственного приготовления.

Я домашний человек, — говорит о себе Людмила Похилько.

Но только это уже, конечно, после всех ее школьных и депутатских обязанностей…

Кому не известны слова революционера-ленинца Феликса Дзержинского — «Незаменимых нет?». Но есть и другие, для человека чести — «Кто если не я?». Может быть и не так высокопарно, но, наверняка, в согласии со вторым вопросом-утверждением действовала Людмила Похилько, решая выдвинуть свою кандидатуру на выборы депутатов Думы Пятигорска. Работая в сфере образования, она видела глобальный пласт проблем, требующих вмешательства. А наблюдать равнодушно не могла. Депутатство же — это тот рычаг, который может помочь в осуществлении многих жизненных вопросов.

Вновь избранный депутатский корпус города, возглавляемый Львом Травневым, к искренней радости Людмилы Похилько, с пониманием относится к проблемным вопросам образования.

Совсем ведь не случайно в городе родилась программа «Одаренные дети», воплощена в жизнь тема летнего детского отдыха, развивается такое направление, как спорт. И то, что Дума принимает решения, касающиеся будущего Пятигорска, говорит о многом, — подчеркивает собеседница.
И сама она свои депутатские деньги первым делом вкладывает в «детство» и образование. Помогла финансово детскому саду № 37, где необходимо было приобрести оборудование для пищеблока; в «Журавушке» стараниями депутата отремонтирован фасад; «Родничок» — пополнился новой мебелью; не бывает обижен и садик «Красная гвоздика», что соседствует с тридцатой школой. Требовалась помощь ДК № 1, и она подоспела вовремя. И, конечно, свою родную школу не забывает Людмила Васильевна. Часть денег использовала на ремонт лестничных клеток.
День ее заполнен до предела. Она же не только депутат и директор, но еще и практикующий педагог. Ведет русский язык и литературу. С восьми часов — уроки. А после работы, дома, подготовка к завтрашнему дню, нужно и тему новую просмотреть и тетради проверить. Ритм жесткий. Но это необходимо. Для чего? Людмила Похилько формулирует ответ лаконично: «Чтобы чувствовать, что живешь не зря».

Пять лет директорства и год депутатской работы. Пришел необходимый опыт, и уже сложно представить, что когда-то она на ступеньках строящейся школы с сомнением спрашивала себя — сможет ли руководить коллективом? Сегодня нет других мнений, кроме одного, Людмила Похилько — человек, состоявшийся во всех ипостасях.

Я очень счастливая, — говорит Людмила Васильевна, и лучистые искорки вспыхивают в ее глазах. — Счастливая, потому что мне никогда не встречались плохие люди.

Согласитесь, редко встретишь человека, который не жалуется на жизнь, не сетует, что вот нет того, другого, третьего и просто не везет…

Людмила Похилько счастлива. И щедро дарит это чувство другим, и думает, в первую очередь, не о себе, а о 1400-х своих питомцах, о своих избирателях. Рядом с такими людьми зло не задерживается. Не зря же говорят, как ты, так и тебе. Истина, с которой не спорят.

В яркий солнечный мартовский день, когда уже остро почувствовалось близкое тепло, мы беседовали с Людмилой Васильевной в ее уютном кабинете. Время от времени тишину нарушали заливистые звонки, и тогда слышался бодрый топот детских ног, веселый щебет ребятни, высыпавшей в школьные коридоры, и лицо директора озарялось мягкой улыбкой.
Это ее дело.
Ее жизнь.
Ее судьба.

Счастливая женщина

Методические рекомендации по созданию и развитию школьного сайта

Концепция школьного сайта

         Сайт школы в сети Интернет – новое образовательное средство, педагогические основы которого еще нуждаются в разработке. От содержания, структуры и функций сайта зависит не только успех взаимодействия школы с внешним миром, но и внутренний учебный процесс.

         Анализ школьных сайтов показывает, что большинство из них являются презентационными, то есть стараются побольше рассказать о школе и ее деятельности. Здесь можно найти фотографии, планы работы, рассказы о состоявшихся событиях. Иногда рекламируется набор услуг, предоставляемых образовательным учреждением, – пансион, туристические поездки, консультации психологов. Чтобы дополнительно привлечь посетителей, некоторые школы размещают на своем сайте большое количество ссылок на другие ресурсы Интернета.

            Таким образом, пока школьные сайты в основном являются информационным и рекламным отражением традиционной очной деятельности школы и не используют всего многообразия средств и возможностей, предоставляемых телекоммуникационными технологиями.

         Основой разработки образовательного сайта, на наш взгляд, является целостная педагогическая концепция учебного заведения, а не только одна ее часть или направление, например информационные технологии. Только в этом случае школьный сайт станет работать на всю школу, на все стороны ее жизни.

         В самом начале работы необходимо продумать ответы на следующие вопросы:

  • Какие функции будет выполнять сайт?
  • Какова аудитория посетителей сайта?
  • Какого рода информация необходима вашей потенциальной аудитории?
  • Как будет реализована схема обновления (пополнения) материалов сайта? Кто будет ответственен за наполнение каждого раздела?
  • Каковы способы продвижения сайта для формирования его посещаемости целевой аудиторией?
  • Где будет размещаться сайт? Каково будет имя сайта?
  • Определение аудитории сайта

    В Интернете существует огромное разнообразие сайтов. Можно с ходу вспомнить сайт-визитку, корпоративный сайт, поисковую систему, сайт-СМИ (средство массовой информации), сайт-учебное пособие, сайт-справочник, сайт-сообщество. У каждого сайта своя аудитория, которая приходит на сайт за определенной информацией. Чтобы понять, из чего должно складывается содержание школьного портала, нам придется провести исследовательскую работу, чтобы выяснить, какая аудитория будет являться целевой для сайта учебного заведения и какую информацию она будет искать на сайте.

    Чтобы составить подробный портрет целевой аудитории, нам придется описать всех, кто ежедневно обращается (по любому вопросу) к данному учебному заведению. При этом надо обратить внимание на то, что у разных школ целевая аудитория может немного отличаться – это будет зависеть от специализации, работы данной школы с вузами или организациями, активности дополнительных занятий, работы внутришкольных организаций.

    Основная целевая аудитория школьного сайта состоит из следующих групп пользователей:

    1) учащиеся – те, кто учится сейчас, и те, кто собирается поступить в эту школу, а также выпускники;

    2) родители – соответственно, родители учеников, родители будущих первоклассников или учащихся более старших классов;

    3) учителя – преподаватели данной школы и коллеги из других школ (различных городов и регионов), среди которых может оказаться и руководство соседней школы, и администратор сайта школы из другого города, и преподаватели-единомышленники, нашедшие на вашем сайте интересные материалы (если у вас хватит желания и терпения рассказать на сайте о своей работе более подробно);

    4) партнеры – представители организаций, с которыми работает школа. Среди них могут быть и сотрудники министерства образования, и преподаватели ВУЗа схожего профиля, и работники районной библиотеки.

    Каждая группа заинтересована в определенном типе информации, хотя иногда их интересы могут пересекаться.

    Учащиеся

    Учащиеся заинтересованы в получении учебной и развлекательной информации, в новостях, в виртуальном общении с товарищами. Им могут быть интересны объявления о школьных мероприятиях (любых!), конкурсах и олимпиадах для школьников и, возможно, не только школьных, но окружных, городских, вузовских. Они наверняка будут внимательными читателями отчетов школьных мероприятий и будут пытаться найти себя на фотографиях «с места школьного мероприятия». Им также пригодятся расписание уроков, дополнительных занятий и кружков, график работы библиотеки, дополнительные материалы по разным предметам, ссылки на тематические образовательные сайты, библиотеки. Очень многих учащихся привлекает возможность виртуального общения. Это может быть не только общение в гостевой книге сайта, где посетители оставляют свои мнения о сайте, но и более сложная форма общения – форум или даже социальная сеть.

    Общение должно происходить не только между учащимися, но и между преподавателями и учащимися. Преподаватели, готовые к взаимодействию в Интернете, всегда пользуются уважением. Общение в контексте школьного сайта предполагает общение на административные темы, более подробный разбор каких-то вопросов, связанных с учебной программой, обсуждение вопросов, которые волнуют школьников.

    Возможности учащихся на сайте: читать материалы, создавать и публиковать материалы, участвовать в дискуссиях, получать дополнительные материалы от преподавателей, предлагать новые темы и материалы для публикации.

    Родители

    В первый раз родители попадают на сайт школы, когда планируют отдать туда своего ребенка. Значит, первое, что интересует их на сайте, это общая информация о школе, особенностях обучения, преподавателях, возможности поступления, даты и время проведения собеседования, список необходимых документов и требований.

    Родители детей, уже посещающих эту школу, будут заинтересованы в информации о текущей работе школы и об успеваемости своего ребенка.

    Информация о работе школы: мероприятия для учащихся и родителей, возможности для родителей в участии жизни школы, расписание родительских собраний.

    Публикация информации об успеваемости учащихся в открытом доступе на сайте – не самое хорошее решение, так как в этом случае нарушаются права учащихся на сохранение личной информации (Согласно закону РФ «О защите персональных данных»).

    Отчеты об успеваемости должны быть защищены от доступа посторонних и от индексации поисковыми машинами. Самое лучшее решение – индивидуальный рабочий кабинет для родителей, заинтересованных в получении информации об успеваемости и желающих взаимодействовать с классным руководителем и педагогами через Интернет.

    Также для родителей на сайте можно размещать информацию о правильном воспитании детей, подготовке к школе, различные материалы по детской психологии. Это будет полезно почитать всем родителям без исключения.

    Форум может представлять собой удобный рабочий инструмент для совещаний родительских комитетов, с возможностью организации закрытых обсуждений только для участников комитета.

    Возможности родителей на сайте: читать материалы, участвовать в дискуссиях, получать информацию непосредственно от преподавателей.

    Учителя

    С помощью сайта учителя, администрация и сотрудники школы смогут быстрее обмениваться информацией о своей работе, координировать свои действия, обмениваться опытом. В идеале, сотрудники являются не только читателями, но и активными авторами содержания сайта, создавая с помощью сайта свою методическую базу, подборку научных материалов.

     

    Партнёры

    Сайт – это мини-представительство вашей школы, которое работает постоянно, в любое время суток, в выходные и каникулы. Самая важная информация, которую вы можете передать через сайт представителям организаций-партнеров это:

    а) контактная информация (не просто адрес и телефон секретаря, но и e-mail-адреса администрации (работающие!), а в идеале – и преподавателей);

    б) информация об активной жизни школы – фактически, это новостная лента событий в школе и наполненные актуальной информацией разделы сайта.

       Также следует учитывать, что основная масса людей, посещающих сайт, не имеет к данной школе никакого отношения. И на них тоже приходится рассчитывать. Привлекая такую аудиторию, можно организовать обмен опытом, найти спонсоров, рекламировать своё учебное заведение, создавать связи с  зарубежными учебными заведениями и другими заинтересованными организациями.

       На первом этапе лучше всего расставить приоритеты для каждой из групп и дальнейшую разработку сайта вести с учётом этих приоритетов.

       Информация на школьном сайте может быть нацелена и на такие группы людей, как администрация учебных заведений, детские врачи, студенты и абитуриенты, дошкольники, родители дошкольников и т.д. Чем больше посетителей будет на вашем сайте,тем большая вероятность того, что вы получите пользу от создания веб-проекта.

       Обеспечив регулярное обновление ресурса новой интересной и актуальной информацией, вы сможете привлекать и удерживать большую аудиторию.

       После того, как вы определились с «нужными» группами пользователей, расставили приоритеты, планы по дальнейшему привлечению пользователей составлены, можно переходить к подбору содержания сайта и его структуре.

    Определения содержания проекта

    Сайт – это, прежде всего, информационный проект, поэтому главное на сайте – его информационное наполнение. Чем больше материалов представлено на сайте и чем они интереснее, тем более успешным и популярным будет ресурс.

       Тематика информационного наполнения должна чётко соответствовать выбранной аудитории. Нельзя объять необъятное -  иными словами, нельзя сделать ресурс интересным для всех. Поэтому нельзя тратить силы, время и средства на публикацию материалов, неинтересных для целевой аудитории. Это не принесёт пользы, а может даже пойти во вред посещаемости проекта.

          Нужно отметить, что существует контент, интересный одновременно всем группам пользователей. Это может быть электронная библиотека, раздел юмора и другие общие темы. Наличие подобных разделов на сайте очень положительно влияет на общую посещаемость сайта и о них тоже стоит задуматься. Наполнение этих разделов тоже должно отражать интересы основных групп пользователей, но там могут содержаться материалы и на другие темы.

          При наполнении сайта нельзя забывать об авторском праве. Нельзя брать материалы из других источников без предварительного согласия авторов. В заимствованных материалах обязательно должна стоять ссылка на источник, будь то Интернет-сайт или «оффлайновое» издание.

       То же касается и собственных эксклюзивных материалов. При перепечатке ваших материалов необходимо требовать наличие ссылки на авторов и источник. Проблема состоит в том, что очень трудно определить факт плагиата, так как Интернет практически безграничен. Утешает в этой ситуации лишь то, что воровство ваших материалов – это показатель их качества и что публикация, пусть даже не законная, ведёт к ещё большему распространению ваших идей.

       После того, как вы спланировали информационное содержание ресурса, можно переходить к планированию внешнего вида и структуры сайта.

    Разработка дизайна

         Структура сайта строится, исходя из определённого ранее содержания. Самой простой и удобной структурой является древовидная.Реальная структура каждого сайта индивидуальна. Разделы и подразделы создаются в зависимости от выбранного контента. После того как структура разработана, можно переходить к дизайну.

       Дизайн информационного сайта должен быть прост и аскетичен, но в тоже время эстетичен и красив. При этом ресурс должен быть максимально удобен для пользователя, навигация по сайту должна быть интуитивно понята, дизайн максимально нацелен на лёгкую подачу информации.

        Все страницы на сайте должны быть выполнены в едином стиле, но во многом их вид может отличаться в зависимости от содержания страницы. Например, главная страница, страница с текстовой информацией, страница с набором ссылок, страница галереи рисунков и т.д. Макет каждой страницы разрабатывается отдельно.

       Какие особенности стоит отметить здесь:

    1. Объём одной страницы вместе со всей графикой не должен превышать 30Кб. В реальности обычно допустимо делать страницы 50-60Кб. Большие страницы очень долго загружаются при использовании низкоскоростного доступа. К тому же многие провайдеры взимают плату за количество скачанной информации, следовательно просмотр больших страниц – довольно-таки дорогое удовольствие.
    2. Вся графика должна быть оптимизирована для размещения на веб-сайте. То есть иметь наилучшее качество при минимальном разделе. Соотношение качества и размера определяется на глаз.
    3. Вложенность структуры не должна превышать 3 уровней. В отдельных случаях допустимо сделать 4 уровня. Пользователи не должны путаться в навигации по сайту.
    4. Следует избегать использования лишних графических элементов для украшения страниц, пёстрых фоновых изображений, «тяжёлой» по объёму графики и флэш-анимации, использование различных клиентских скриптов (например, java-script) без крайней необходимости. Особо стоит отметить недопустимость использования на web-страницах звукового сообщения без очень веской причины.
    5. Каждая страница должна давать представление пользователю, в каком разделе сайта он находится, а также иметь удобную и простую навигацию,с помощью которой можно перемещаться внутри раздела, в другие разделы и на главную страницу сайта.
    6. На сайте должна быть контактная информация для связи с владельцем. Именно это делает ресурс интерактивным.
    7. Основной контент должен отображаться с использованием набора стандартных шрифтов, который присутствует на большинстве компьютеров в мире.

       Все перечисленные пункты должны быть учтены на стадии разработки дизайна. Только в этом случае он будет смотреться цельным и логичным. Для примера хорошего дизайна можно посетить популярные информационные ресурсы, сайты веб-студий и т.д. Там можно обнаружить множество интересных интересных находок и подходов к разработке сайтов.

       При этом нельзя забывать, что дизайн является интеллектуальной собственностью и нельзя просто скопировать его. На основе понравившихся вам, в плане дизайна, сайтов придётся создавать что-то своё, не похожее на другие ресурсы.

             Один человек вряд ли, за короткое время, сможет охватить такой объём знаний, поэтому работа над созданием школьного сайта – это командная работа, в которой должны принимать активное участие не только преподаватели информатики, но и весь педагогический коллектив и учащиеся.

             Особую роль в создании сайта должна играть администрация школы.

    Организация работы редакции школьного портала

             Основные задачи редакции портала – определение круга наиболее важных информационных поводов, создание новостных материалов (текст, фото, видео, аудио), своевременное обновление страниц со «статичной информацией», поддержка сообщества сайта.

             Сотрудниками редакции могут стать все заинтересованные в этой работе лица. Но, сколько бы сотрудников ни было, два или двадцать, им надо распределить между собой основные роли, которые им придется выполнять во время работы. Это необходимо для более правильного распределения нагрузки, ограничения зон ответственности, лучшей проработки знаний в каждой области. По желанию сотрудники могут время от времени «меняться ролями», приобретать новый опыт. Важно также помнить о необходимости вовлечения в работу редакции новых сотрудников, которые смогут в будущем занять места выпускников.

    Руководитель редакции

    Желательно, чтобы руководителем редакции был сотрудник школы, обладающий хорошим знанием специфики Интернета. В работе редакции могут возникать ситуации, когда необходимо будет принимать решение о поиске технического специалиста того или иного профиля, доработке или оптимизации деталей интерфейса, изменений в структуре сайта. Даже просто для консультаций с более опытными разработчиками необходимо будет использовать привычный для них понятийный аппарат, а для создания пусть даже чернового варианта технического задания на разработку чего-либо, связанного с сайтом, знание специфики и терминологии имеет большое значение (с использованием терминов можно более точно сформулировать требования и не мучиться, пытаясь объяснить свои пожелания «на пальцах»). Конечно, такой технический специалист может работать и в составе редакции, но было бы хорошо, чтобы руководитель редакции со временем постарался получить недостающие знания.

    Основные задачи руководителя:

    • распределение ролей между сотрудниками;

    • разработка алгоритма редакционного процесса;

    • организация взаимодействия сотрудников редакции между собой, с другими сотрудниками и с внешними организациями или привлеченными работниками;

    • определение задач и контроль их выполнения;

    • решение «политических» вопросов с руководством;

    • формирование стратегии развития редакции.

    Редактор портала

    Редактор должен хорошо ориентироваться в информационном потоке, уметь выделять наиболее значимые события. Он должен отлично представлять себе структуру сайта и точно знать, какая информация для какого раздела и в каком виде должна быть представлена.

    Редактор занимается вычиткой присланных материалов. Необходимо проверить фактическую информацию (имена, даты, названия), возможно, исправить ошибки. Одна из важнейших задач редактора – следить за формой подачи информации, давать корреспондентам рекомендации по оформлению материала. Читатели информации в Интернете привередливы, они не будут

    разбираться в слишком сложных и запутанных рассуждениях, а просто закроют страницу, не прочитав. Поэтому текст должен быть интересен и легко читаться, а для этого нужна будет некоторая тренировка.

    Редактор берет на себя ответственность за все материалы, опубликованные на сайте. Поэтому ему необходимо быть достаточно решительным, чтобы отклонить какой-то материал, или вернуть его автору на доработку.

    Основные задачи редактора:

    • определяет информационную повестку дня;

    • работает с корреспондентами: распределяет задания, редактирует материалы;

    • отслеживает реакцию читателей на материалы;

    • отвечает на вопросы читателей, ведет переписку;

    • поддерживает сообщество (всего сайта или определенного раздела);

    • формирует план публикаций.

    Корреспондент

    Корреспонденты могут быть  постоянными или работающими на разовой основе. Корреспонденты не могут оставаться безразличными к событиям или мнениям. Им интересно все, что происходит вокруг, и они готовы рассказать об этом остальным.

    Корреспондент может получить тему для материала от редактора или найти ее сам, согласовав ее с редактором. Если речь идет о новостях, то важно, чтобы новости успевали попасть на сайт как можно быстрее. Информационные агентства передают информацию о событии в течение несколько часов после события.

    Ежедневная газета может позволить себе «опоздать» с информацией на сутки. Вряд ли школьный портал выберет себе скорость работы информационного агентства, но будет хорошим тоном, если новости не задержатся больше, чем на 24 часа. Ведь после этого они уже мало кому будут интересны...

    Корреспондент может быть как универсальным, работающим с информацией всех направлений и видов, так и специализирующимся на какой-либо тематике. В условиях большой редакции целесообразно создать систему направлений, по которым работают корреспонденты. Например, учебная информация, административная информация, события школы, спортивная жизнь и т.п.

    Основные задачи корреспондента:

    • работа с источниками информации – преподавателями, учениками;

    • посещение мероприятий и взаимодействие с их организаторами и участниками;

    • своевременная подготовка материалов;

    • поиск интересных тем для публикации.

    Фотограф

    Фотокорреспондент должен уметь обращаться с фотокамерой, знать возможности фотоаппарата, с которым он работает, уметь обрабатывать изображения с помощью специальных программ.

    Предпочтительнее использовать цифровой фотоаппарат, так как это позволяет не тратить время на проявку и печать отснятого материала, а сразу использовать его для работы. Корреспондент может использовать для съемки и собственную технику, но было бы хорошо для редакции иметь в своем распоряжении камеру для незапланированных съемок. Также на ней могут отрабатывать навыки в фотографии «пишущие» корреспонденты.

    Работающие с фотоаппаратом сотрудники должны пройти обязательный инструктаж о правилах работы с фотоаппаратом и технике безопасности. В инструкции к фотоаппарату подробно описаны правила эксплуатации, при нарушении которых техника будет испорчена.

    Основные задачи фотокорреспондента:

    • съемка по заданию редакции;

    • иллюстрация материалов сайта;

    • творческая съемка;

    • обработка фотографий;

    • поддержка архива фотоматериалов.

    Контент-менеджер

    Контент – это все содержание сайта: тексты, фотографии, аудио- и видеофайлы. Контент-менеджер – это специалист, который знает, как правильно разместить материал на сайте, он занимается непосредственно техническим наполнением сайта информацией.

    В размещении информации в Интернете есть свои тонкости, тут необходимо знание языка разметки, понимание того, как пользователю будет удобно читать текст и перемещаться по сайту. Контент-менеджер умеет работать с различными форматами файлов, готовя их для публикации. Он анализирует, какая информация на сайте пользуется наибольшим спросом, что еще стоит добавить, и что читателям неинтересно.

    Основные задачи контент-менеджера:

    • верстка текстов;

    • подготовка фото-, аудио-, и видеоматериалов;

    • загрузка файлов и текстов на сайт;

    • проверка работоспособности опубликованных материалов;

    • реклама сайта: регистрация в каталогах и поисковых системах;

    • работа со статистикой сайта: отслеживание посещаемости.

    Технический специалист

    В редакции необходим сотрудник, который сможет взять на себя решение насущных технических проблем от установки на компьютеры необходимого программного обеспечения и до добавления в навигацию сайта нового раздела или изменения шаблона страницы. Это могут быть и два разных человека – один будет заниматься поддержкой компьютеров, другой – отвечать за работу сайта.

    Для технического специалиста не должны быть незнакомы такие слова и выражения, как «дисковое пространство», «usb-порт», «теги», «хостинг» и т.п. В его ведении – поддержка работы редакции, обучение сотрудников работе с техническими средствами.

    Основные задачи технических специалистов:

    • установка программного обеспечения, необходимого для работы редакции;

    • поддержка работоспособности компьютеров;

    • участие в разработке сайта, формулировка технического задания;

    • регистрация домена;

    • работа с хостингом;

    • загрузка файлов на сервер;

    • техническое сопровождение сайта.

     

    Модератор

    Модератор необходим для поддержки работы сообщества – конечно, здесь мы говорим не о сообществе читателей, а о сообществе посетителей сайта, которые могут участвовать в работе сайта – хотя бы оставлять записи в гостевой книге, а может быть, даже и переписываться на форуме, в чате или в социальной сети.

    Модератором может быть не только сотрудник редакции, но и обычный (но адекватный) участник сообщества, готовый потратить время на эту работу.

    Поведение пользователей в сообществах регулируется правилами, которые формулируют создатели ресурса в зависимости от того, что они считают наиболее важным.

    Модераторы следят за соблюдением этих правил, предупреждая пользователей о нарушениях, исправляя ошибки, перемещая сообщения в более подходящий раздел, отвечая на вопросы пользователей. Действия модераторов могут регулироваться как здравым смыслом, так и отдельным сводом правил для модераторов.

    Обязанности модератора

    • Удаление спама, удаление пользователей, размещающих спам;

    • Помощь участникам;

    • Предупреждение конфликтов среди пользователей;

    • Перенос тем в соответствующие разделы;

    • Чтение новых сообщений, отслеживание обсуждений.

    Техническое обеспечение работы редакции

    Для обеспечения работы редакции нужны:

    1) Компьютер с доступом в Интернет. Операционная система не имеет особого значения, важно наличие следующих программ: браузера (например, Internet Explorer или FireFox, Opera), текстовый редактор (не важно, умеет ли он красиво форматировать текст, или нет), программы для обработки изображений (подойдет любая программа, позволяющая уменьшать фотографии и оптимизировать их для публикации в Интернете), Skype для видеоконференций. Сотрудники редакции должны иметь возможность открывать и создавать файлы форматов .txt, .doc, .xls, .jpg, .gif, .html

    2) Фотоаппарат. Для получения изображений высокого качества стоит использовать в работе цифровой фотоаппарат. Полученные снимки перед публикацией в Интернете надо будет обрабатывать (в частности, уменьшать, облегчая их загрузку пользователями), но при этом обязательно сохранять исходные фотографии. Впоследствии из этого материала можно будет создать школьный фотоархив и пользоваться им как базой иллюстраций.

    3) Флеш-карты, аккумуляторы, диски для записи информации – расходные материалы.

    Онлайн-средства работы редакции

             При наличии постоянного досупа в Интернет совершенно не обязательно делать основную часть редакционной работы «в оффлайне». Практически весь процесс подготовки материалов может проводиться непосредственно в Сети, с помощью доступных сетевых инструментов. И вам будут помогать не только e-mail или система мгновенных сообщений:

    • внутренний сайт редакции, созданный на движке Wordpress или Drupal, позволит обсуждать различные вопросы в любое время суток, добавлять материалы, писать отзывы, предлагать идеи;

    • сервис docs.google.com даст возможность совместно работать над документами;

             Арсенал средств регулярно пополняется и, чтобы успеть не отстать от прогресса слишком сильно, стоит начать осваивать его уже сегодня.

    Как рассказать всем о своем сайте?

             После решения первой задачи – создания сайта, одна из ближайших задач – оповещение своей целевой аудитории о том, что сайт заработал (а, может быть, уже давно работает, но никогда не рекламировался).

             Каждой из групп целевых аудиторий следует подобрать свой способ сообщения адреса сайта, наиболее удобный для нее. Первое, что надо сделать после того, как сайт появился в сети и начал наполняться информацией, зарегистрировать адрес в основных поисковых системах и каталогах. Конечно, поисковые системы  рано или поздно сами найдут сайт и проиндексируют его, но это может занять какое-то время.

             Если сайт создан недавно, наиболее важным посетителям стоит объявить адрес лично.

             Ученикам помогут несколько текстовых объявлений в школе с адресом сайта, чтобы можно было списать адрес.

             Родителям учеников адрес можно сообщить на родительском собрании, вместе с информацией о том, какую полезную для себя информацию они смогут там найти; если на сайте созданы личные кабинеты для родителей, то как можно получить доступ к этой информации.

             Учителя – те, кто не принимал участие в создании сайта, узнают адрес сайта и научатся с ним работать в ходе занятий по улучшению навыков работы на компьютере.

             Главное условие существования успешного сайта Все интернет-проекты (а школьный сайт – несомненно, интернет-проект) можно разделить на две категории. Одна – стандартные проекты. Вторая – успешные проекты. Причем степень успешности не зависит от количества вложенных в сайт средств.

    Одно из важнейших условий существования сайта – его обновляемость. Своевременное появление новостей, актуальной информации, удаление устаревшей информации – первое и основное условие. Кажется, что это довольно простая задача, ведь позади все трудности с техническими сложностями – создание сайта, поиск и обработка изображений, написание первых текстов, первые обновления. Но, тем не менее, в реальности самым сложным оказывается не создание сайта, а его поддержка.

             Почему так происходит?

             Во-первых, отсутствие системы передачи новостной информации внутри организации (в данном случае, школы). Часто полезная информация приходит к тем, кто занимается работой над сайтом, слишком поздно, и к тому моменту успевает уже устареть.

             Во-вторых, часто это отсутствие заинтересованности отдельных сотрудников в предоставлении информации для сайта. Даже у полного энтузиазма создателя сайта (который готов встретиться, задать вопросы, обработать полученный материал) может не хватить терпения на постоянные поиск информации, отслеживание изменений, уговоры отдельных сотрудников на предоставление данных.

                В-третьих, первые поспешные шаги, желание поскорее опубликовать что-то интересное (но, возможно, не проверенное или не подходящее для публикации на сайте), может привести редакцию сайта к тому, что руководство вынуждено будет просматривать все материалы до публикации, что сильно замедлит процесс обновления, увеличит сроки работы и снизит результат (например, в виде интереса читателей к конкретной новости).

    Как с этим бороться?

    1. Заранее проработать систему поставки новостей. Это может быть общередакционный e-mail, куда все желающие могут присылать вопросы, темы для публикаций или сами материалы. В зависимости от того, насколько преподаватели школы знакомы с Интернетом, обеспечены компьютерами и доступом в сеть, работа с ними может проводиться через электронную почту или с помощью корреспондентов интернет-редакции, которые будут регулярно беседовать с ними лично.

    2. Очень важна разъяснительная работа среди преподавателей: для чего нужен сайт, почему информация на сайте должна обновляться, какую пользу получит школа, поддерживая сайт. Возможно, создание сайта поможет кому-то из преподавателей улучшить свои навыки работы с компьютером, электронной почтой, научиться пользоваться поисковыми системами и т.п.

    3. До того, как сайт начнет работу, необходимо, чтобы сотрудники редакции и руководство школы пришли к единому мнению о том, какие материалы могут быть опубликованы на школьном сайте, а какие нет. Тотальная проверка всех материалов представителем администрации может занять слишком много времени, в то время как наличие редакционных инструкций и ответственного за публикации на сайте сведет к минимуму риски попадания нежелательной информации на сайт.

             Таким образом, вы видим, что идеальный сайт – тот, который постоянно изменяется. На нем отражены последние события, на нем есть информация не только официальная, но и созданная корреспондентами редакции. При этом, работа редакции регламентирована, назначены ответственные лица, о работе редакции оповещены все те, кто включен в единое информационное пространство школы, создана система взаимодействия корреспондентов сайта и учащимися и сотрудниками школы между собой.

     

    2. Регистрация и поддержка школьных сайтов в поисковых машинах, в каталогах и рейтингах

    Поддержка, наполнение и реклама проекта

             Многие начинающие веб-мастера считают, что как только в сети появился их сайт, то пользователи всего мира «повалят туда толпами». Но на самом деле, чтобы посетить сайт, пользователи должны для начали хотя бы узнать о нём, найти его адрес. В этом разделе освещаются основные приемы так называемой «раскрутки» ресурса.

             Самым мощным средством привлечения новых пользователей на сайт являются поисковые системы. Они работают следующим образом – некоторая программа имитирует действия пользователя, он просто открывает веб-странички и записывает их адреса и содержимое в базу данных, путешествуя по ссылкам на этих страницах. Теоретически все веб-сайты и веб-страницы В интернете связаны системой гипертекстовых ссылок – отсюда название – Всемирная паутина.

             Пользователь, заходит на сайт поисковой системы, вводит слово или фразу своего запроса и система выдаёт ему список адресов страниц, на которых присутствуют слова из запроса.

             Все поисковые системы определяют релевантность страниц, то есть дают количественную оценку соответствия тематики страницы и смысла запроса. То есть, если вы введёте в поисковой системе слово «школа», то получите многие тысячи страниц, которые будут отсортированы по порядку их релевантности.

    Для привлечения максимальной аудитории необходимо, чтобы по запросам, связанным с тематикой вашего сайта, ссылка на него появилась на первой-второй страницах поискового сайта. Редкий пользователь будет просматривать результаты поиска дальше.

             Для достижения этой цели нужно стремиться к следующему с идеологической точки зрения:

    1. 1.Сайт должен содержать как можно больше различной информации.
    2. 2.Вся информация должна как можно больше соответствовать тематике сайта.
    3. 3.Тематика сайта должна быть интересна как можно большему количеству людей.

              Ссылки на ваши страницы на других сайтах – тоже очень мощный инструмент рекламы. Для начала нужно зарегистрироваться во всех возможных каталогах ссылок. Особенное внимание надо уделять тематическим каталогам. Многие поисковые системы совмещены с каталогами ссылок, и в них можно зарегистрироваться за один раз. Также можно обмениваться ссылками с ресурсами, подходящими по тематике.

             Для того чтобы ресурс стал действительно популярным, нужно не только привлечь аудиторию, но и удержать её, заставляя посещать сайт повторно и часто. Этого можно добиться, только публикуя интересную и полезную информацию. Поэтому само содержание сайта является неотъемлемой частью рекламной компании, её основным звеном. Для удержания аудитории необходимо часто и регулярно обновлять сайт интересными и эксклюзивными материалами, а дизайн сайта, кроме эстетики, должен быть максимально нацелен на простоту и удобство использования сайта.

              Инструментом, который позволяет оценить посещаемость сайта, являются системы статистики. В сети таких систем предостаточно. Для их использования нужно зарегистрироваться на них и разместить специальный программный код на своём сайте. Система будет регистрировать все просмотры страниц вашего сайта, и вы сможете всегда получать информацию о количестве посетителей, популярности страниц вашего сайта и многой другой полезной информации. На основе этих данных следует планировать дальнейшее развитие ресурса.

    Заключение

      Итак, можно вывести основные задачи школьного сайта:

    1. Возможность рассказать миру о вашей школе.
    2. Возможность публиковать любые материалы: авторские, творческие и научные работы, методические разработки, эссе и т.д.
    3. Возможность наладить обмен опытом и знаниями между учителями, родителями, детьми.
    4. Возможность совместной работы учителей и школьников над реализацией проекта, создание кружков и факультативов.
    5. Возможность привлечь к использованию информационных технологий и Интернета детей и преподавателей, не увлекающихся компьютером.

             Но чтобы сделать это возможным, понадобится долгая, трудная и кропотливая работа. Создание Интернет-сайта является большим и сложным проектом и, как любой проект, должно начинаться с подробного анализа и планирования.

             Чтобы сайт приносил пользу, он должен быть в первую очередь популярным. Что делает сайт популярным:

    1. Полезность. На сайте должны быть представлены материалы полезные и интересные для большой аудитории людей.
    2. Доступность. Сайт должен быть доступным для пользователей 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Загрузка сайта не должна вызывать проблем у пользователей сети.
    3. Оформление и удобства использования. Сайт должен быть оформлен красиво и интуитивно понятно.
    4. Реклама. Новые пользователи должны узнавать о наличии в сети вашего сайта.

    Список использованных ресурсов:

    1. www.artlebedev.ru/kovodstvo
    2. www.raskrutka.com
    3. book.promo.ru
    4. www.hostobzor.ru
    5. Дмитрий Кирсанов. Веб-дизайн. Символ-плюс. 2003
    6. Стечкин И. В., Олеринская Д. А., Круглова Л. А. Медиаобразование в школе: школьный интернет-портал. – М.: Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2009.
    7. Якоб Нипьсен. Веб-дизайн. Книга Якоба Нильсена. 2000
    8. WWW.EDUSITE.RU
    Вы здесь: Главная Статьи